Минимализм был не
единственной стратегией контекстуализации видео.
Проекция воспринималась многими художниками как
скульптурная декорация, выразительный
пластический элемент. Проекции моделировали,
упорядочивали, формировали пространство, насыщая
его различными смыслами, а пространство в свою
очередь артикулировало и конкретизировало
значение проекции. Речь здесь идет о тотальной
видеоинсталляции, способной придать новую форму
не только искусственным, рукотворным
пространствам, но и природным ландшафтам.
[ЗАГРУЗИТЬ
3D-МОДЕЛЬ]
(для просмотра
необходимо установить
X3D-плеер)
Билл Виола.
«Посланник», 1996. В воде,
пронизанной солнечными лучами, мы видим мужчину
с раскинутыми руками, который медленно всплывает
на поверхность, хватает воздух ртом и вновь
уходит на дно. Билл Виола демонстрирует свою
работу в качестве алтарной картины в соборе
Дюрхема, подчеркивая сакральное значение
созданного им изображения. На символическом
уровне оно представляет бесконечный процесс
рождения и умирания и, как утверждает автор,
«напоминает откуда мы все происходим».
Пипилотти Рист.
«Откройте мне прорубь», 2000. На
экране за прозрачной преградой мы видим лицо,
вжатое в непроницаемую поверхность, человек
пытается выйти наружу и вдохнуть свежего
воздуха. Это видео, показанное на гигантской
светодиодной панели на Таймс Сквер в Нью-Йорке,
где обычно крутят рекламные ролики, вызывает у
зрителя ощущение клаустрофобии. Контекст
демонстрации видео придает ему особую
драматичность, а благополучное, яркое,
изобильное товарами и услугами окружение
становится давящим и мрачным.
Фабрицио Плесси. «Водоогонь»,
2001. Контекстуализация видео может
иметь декоративный или аллегорический смысл.
Фабрицио Плесси спроецировал видеоизображения на
огромные окна музея Коррер на площади Сан Марко
в Вененции. Окна то загорались ярким оранжевым
пламенем, то обрушивались на площадь голубыми
потоками воды, превращая архитектурный памятник
в водопад.
Элемент шоу, который присутствует в этом видео,
используется многими художниками, заставившими
проекционное видео служить целям индустрии
туризма и развлечений.
Видеоинсталляция — это наиболее общее понятие,
которое включает в себя любые
электронные движущиеся образы в художественном
или социальном контексте, все, кроме собственно
видеофильма. Видео может стать частью
актуального искусства, только если его
зафиксировать в определенном смысловом
контексте, обладающем стабильными
пространственно-временными характеристиками.
Основные парадигмы видеоарта, представленные в
данном описании виртуального «Медиамузея», это и
есть те грамматические конструкции, которые
позволяют контекстуализировать видео,
артикулировать его смысл в изобразительном
искусстве. Все сказанное относится и к работам с
мониторами и телеприемниками, которые
освобождаются художниками от их бытового
функционального значения чтобы быть включенными
в контекст творческой лаборатории или
экспозиционно-галерейное пространство; это также
относится и к собственно движущимся
изображениям, полученным с помощью проекционной
аппаратуры, которые исключаются из пространства
кинозала и оказываются в самых неожиданных
местах.
В некоторых случаях медиа используется
художниками не для актуализации этих технологий
как дискурсивного элемента, но для того, чтобы
ярче выявить проблемные аспекты иных
социально-эстетических концепций.
Проиллюстрировать это утверждение можно работами
Брюса Наумана и Дианы Татер.
Брюс Науман. «Антро /
социо (Ринде смотрит в камеру)», 1991.
Науман исследует, как в зависимости от условий,
в которых происходит акт вербализации одной и
той же идеи, различается смысл конечного
высказывания. Произведение представляет собой
размышление над постулатами Людвига Витгенштейна,
выраженное пластически. Австрийский философ
утверждал, что язык непрозрачен и общение
достигается в результате различных языковых игр.
В инсталляции использованы несколько
видеозаписей того, как музыкант Ринде Экхарт
декламирует на разные голоса и напевает две
фразы: «Помогите, социология меня ранит» и
«Накормите, антропология меня съест». Голова
Ринде показана Науманом в нескольких вариантах:
в фас, в 3/4 оборота, повернутой на 180°, на
телеэкранах, расположенных по два, один над
другим, на проекциях. Все головы выкрикивают
одно и то же, но, кажется, что имеют они в виду
совершенно разные вещи. Мы видим, что
пространственное решение видеоработы имеет
принципиальное значение для понимания ее смысла.
Структура работы и ее пластическая идея гораздо
важнее используемого медиа, оно — лишь способ
создания изображения, которое, однако, позволяет
воплотить игру художественными средствами.
Диана Татер. «Дельфин»,
1999. В инсталляции американская
художница использует 6 проекторов, 7 плееров,
синхронизатор, 10 мониторов, видеопроцессор, 7
лазерных дисков и архитектурный интерьер кафе
Музея натуральной истории Карнеги. Татер нанесла
прозрачный гель красного, зеленого и синего
цветов (RGB, из которых составлена электронная
палитра) на оконные стекла кафе, изменив
хроматический образ пространства. Инсталляция
повествует о восприятии человеком природы,
опосредованном техническими устройствами. В
преображенном интерьере кафе Татер показывала
свои фильмы о поведении животных в дикой
природе, об их взаимоотношениях с другими
видами, с человеком, об их реакции на
технические устройства, вторгшиеся в их среду
обитания, о невозможности общения людей с
природой вне культуры.
[НАЗАД] |
Видеокады
«Видеокады» — специальный проект «Медиамузея».
Его цель — используя возможности
мультимедиа-технологий, познакомить зрителя на
практике с тонкостями создания видеоработ,
почувствовать себя художником, формирующим новое
арт-пространство из архитектурных,
урбанистических, ландшафтных и даже космических
элементов. В 3D-реальности это очень просто.
Тот, кто решит
попробовать себя в видеоискусстве, выбирает
фрагменты изображений из медиатеки,
структурирует, преобразует, упорядочивает в
соответствии со своим замыслом и собирает
композицию, новую художественную среду, которую
могут увидеть и оценить его зрители, благодаря
возможности 3D-моделей создавать иллюзию
пространственного восприятия. В медиатеку входят
как фрагменты классического видеоарта, так и
многочисленные медиаизображения, созданные
различными способами и с непохожими целями.
Пользователь может пополнить медиатеку и своими
собственными видео- или анимационными фильмами,
а потом
посмотреть, как они будут работать в
реконструированных инвайронментах.
|