[ВИДЕОИНСТАЛЛЯЦИЯ]

 

[МЕДИАМУЗЕЙ]

Минимализм был не единственной стратегией контекстуализации видео. Проекция воспринималась многими художниками как скульптурная декорация, выразительный пластический элемент. Проекции моделировали, упорядочивали, формировали пространство, насыщая его различными смыслами, а пространство в свою очередь артикулировало и конкретизировало значение проекции. Речь здесь идет о тотальной видеоинсталляции, способной придать новую форму не только искусственным, рукотворным пространствам, но и природным ландшафтам.

[ЗАГРУЗИТЬ 3D-МОДЕЛЬ]

(для просмотра необходимо установить X3D-плеер)

Билл Виола. «Посланник», 1996. В воде, пронизанной солнечными лучами, мы видим мужчину с раскинутыми руками, который медленно всплывает на поверхность, хватает воздух ртом и вновь уходит на дно. Билл Виола демонстрирует свою работу в качестве алтарной картины в соборе Дюрхема, подчеркивая сакральное значение созданного им изображения. На символическом уровне оно представляет бесконечный процесс рождения и умирания и, как утверждает автор, «напоминает откуда мы все происходим».

Пипилотти Рист. «Откройте мне прорубь», 2000. На экране за прозрачной преградой мы видим лицо, вжатое в непроницаемую поверхность, человек пытается выйти наружу и вдохнуть свежего воздуха. Это видео, показанное на гигантской светодиодной панели на Таймс Сквер в Нью-Йорке, где обычно крутят рекламные ролики, вызывает у зрителя ощущение клаустрофобии. Контекст демонстрации видео придает ему особую драматичность, а благополучное, яркое, изобильное товарами и услугами окружение становится давящим и мрачным.

Фабрицио Плесси. «Водоогонь», 2001. Контекстуализация видео может иметь декоративный или аллегорический смысл. Фабрицио Плесси спроецировал видеоизображения на огромные окна музея Коррер на площади Сан Марко в Вененции. Окна то загорались ярким оранжевым пламенем, то обрушивались на площадь голубыми потоками воды, превращая архитектурный памятник в водопад.
Элемент шоу, который присутствует в этом видео, используется многими художниками, заставившими проекционное видео служить целям индустрии туризма и развлечений.

Видеоинсталляция — это наиболее общее понятие, которое включает в себя любые
электронные движущиеся образы в художественном или социальном контексте, все, кроме собственно видеофильма. Видео может стать частью актуального искусства, только если его зафиксировать в определенном смысловом контексте, обладающем стабильными пространственно-временными характеристиками. Основные парадигмы видеоарта, представленные в данном описании виртуального «Медиамузея», это и есть те грамматические конструкции, которые позволяют контекстуализировать видео, артикулировать его смысл в изобразительном искусстве. Все сказанное относится и к работам с мониторами и телеприемниками, которые освобождаются художниками от их бытового функционального значения чтобы быть включенными в контекст творческой лаборатории или экспозиционно-галерейное пространство; это также относится и к собственно движущимся изображениям, полученным с помощью проекционной аппаратуры, которые исключаются из пространства кинозала и оказываются в самых неожиданных местах.

В некоторых случаях медиа используется художниками не для актуализации этих технологий как дискурсивного элемента, но для того, чтобы ярче выявить проблемные аспекты иных социально-эстетических концепций. Проиллюстрировать это утверждение можно работами Брюса Наумана и Дианы Татер.

Брюс Науман. «Антро / социо (Ринде смотрит в камеру)», 1991. Науман исследует, как в зависимости от условий, в которых происходит акт вербализации одной и той же идеи, различается смысл конечного высказывания. Произведение представляет собой размышление над постулатами Людвига Витгенштейна, выраженное пластически. Австрийский философ утверждал, что язык непрозрачен и общение достигается в результате различных языковых игр. В инсталляции использованы несколько видеозаписей того, как музыкант Ринде Экхарт декламирует на разные голоса и напевает две фразы: «Помогите, социология меня ранит» и «Накормите, антропология меня съест». Голова Ринде показана Науманом в нескольких вариантах: в фас, в 3/4 оборота, повернутой на 180°, на телеэкранах, расположенных по два, один над другим, на проекциях. Все головы выкрикивают одно и то же, но, кажется, что имеют они в виду совершенно разные вещи. Мы видим, что пространственное решение видеоработы имеет принципиальное значение для понимания ее смысла. Структура работы и ее пластическая идея гораздо важнее используемого медиа, оно — лишь способ создания изображения, которое, однако, позволяет воплотить игру художественными средствами.

Диана Татер. «Дельфин», 1999. В инсталляции американская художница использует 6 проекторов, 7 плееров, синхронизатор, 10 мониторов, видеопроцессор, 7 лазерных дисков и архитектурный интерьер кафе Музея натуральной истории Карнеги. Татер нанесла прозрачный гель красного, зеленого и синего цветов (RGB, из которых составлена электронная палитра) на оконные стекла кафе, изменив хроматический образ пространства. Инсталляция повествует о восприятии человеком природы, опосредованном техническими устройствами. В преображенном интерьере кафе Татер показывала свои фильмы о поведении животных в дикой природе, об их взаимоотношениях с другими видами, с человеком, об их реакции на технические устройства, вторгшиеся в их среду обитания, о невозможности общения людей с природой вне культуры.

[НАЗАД]

Видеокады

«Видеокады» — специальный проект «Медиамузея». Его цель — используя возможности мультимедиа-технологий, познакомить зрителя на практике с тонкостями создания видеоработ, почувствовать себя художником, формирующим новое арт-пространство из архитектурных, урбанистических, ландшафтных и даже космических элементов. В 3D-реальности это очень просто.

Тот, кто решит попробовать себя в видеоискусстве, выбирает фрагменты изображений из медиатеки, структурирует, преобразует, упорядочивает в соответствии со своим замыслом и собирает композицию, новую художественную среду, которую могут увидеть и оценить его зрители, благодаря возможности 3D-моделей создавать иллюзию пространственного восприятия. В медиатеку входят как фрагменты классического видеоарта, так и многочисленные медиаизображения, созданные различными способами и с непохожими целями. Пользователь может пополнить медиатеку и своими собственными видео- или анимационными фильмами, а потом
посмотреть, как они будут работать в реконструированных инвайронментах.

 

[О Медиамузее] [Индекс] [Артефакты] [Коллекция МедиаАртЛаб]


©
Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»