Минималистическое
искусство, возникшее на рубеже
шестидесятых–семидесятых годов, переключило
внимание зрителя с предмета на контекст
изображения. В русле этого течения по-новому
была осмыслена скульптура как один из видов
изобразительного искусства, в ней увидели
пространственно-временную структуру, включенную
в различные социальные контексты. Если следовать
этой логике, то наибольшее число таких
социальных связей, сред, контекстов на тот
момент могло предоставить телевидение. Вольф
Фостель именно поэтому назвал телевизор основным
видом скульптуры нашего времени.
В своих
деколлажах художник использовал телевизор в
качестве пластического элемента, помещая его в
несвойственное окружение и тем самым полностью
меняя смысл объекта. Вскоре появилась
видеоскульптура как самостоятельный жанр,
ставший одним из средств легитимизации видеоарта
в сознании публики.
[ЗАГРУЗИТЬ
3D-МОДЕЛЬ]
(для просмотра
необходимо установить
X3D-плеер)
Нам Джун Пайк и в этом случае
оказался первооткрывателем: в 60–90-е годы
он создал для различных
выставок огромное количество сооружений и
составных фигур из телевизионных приемников.
Можно сказать, что каждая из будущих стратегий
видеопластики была заявлена и разработана в его
творчестве, а
последователям оставалось лишь воспроизводить и
усложнять его наработки.
Примером одной из
художественных стратегий может служить
принадлежащий Пайку
целый цикл различных антропоморфных сооружений
из телевизоров.
Нам
Джун Пайк, «Роботы». Собирательное
название «Роботы» объединяет
большое количество работ Пайка, созданных на
протяжении всех
тридцати лет его занятий видеоискусством и
пополнивших сейчас многочисленные
художественные коллекции.
Типичный «робот» — это
составленная из телевизоров антропоморфная
фигура. В ней воплощена не столько
метафора жизни в техногенном
мире, сколько
мифологический образ героя или божества
из какой-либо системы
верований. Одна
из скульптур, состоящая из шести допотопных
телевизоров, с плавниками,
плюмажем из неоновых ламп и хвостовым оперением
из настольных телескопических
антенн, носит название «Кецалькоатль».
В искусстве Пайка
представлены концепции сциентизма, пронаучного
направления современной философии, и
мифологическая реальность, где в облике древних
героев и богов, ритуальных сооружений существуют
технические устройства
нового времени. Рассматривая его работы, зритель
видел изображение стремительного
научно-технического прогресса и одновременно
первобытного страха
перед неведомой, не облаченной даже в
антропоморфную оболочку силой. Виртуальная
реальность, открывшаяся публике в фантазиях
Пайка, по сути своей
трансцендентальна и религиозна.
Нам
Джун Пайк, «ТВ-Будда». Визитной
карточкой Пайка считается его скульптурная
инсталляция, которая в разных
вариациях представляет
фигуру Будды перед телеприемником, зачастую
лишенным электронного
содержимого. Самая известная инсталляция
из этой серии — Будда,
созерцающий свое
изображение на экране (1974). Эти работы,
а также серия архитектурных
сооружений,
демонстрируют исследователям попытки
Нам Джун Пайка художественно
оформить пространство
средствами видеоарта.
Не только реальное, но и
видеопространство было предметом пристального
внимания Пайка, который и для
него придумывал пластические решения.
Нам Джун Пайк. «ТВ
часы», 1963–1982. В скульптуре на
уровне глаз зрителя выстроен ряд из двадцати
четырех мониторов, на каждом из которых
светящаяся стрелка показывает на час больше, чем
на предыдущем. Предметом изображения в этой
работе являются точки соприкосновения привычной
нам трехмерной ньютоновской реальности и
виртуального пространства. В попытке точно
отобразить современные представления о времени и
пространстве художники видели способ реализовать
собственные оригинальные идеи в богатых
технических возможностях, предоставленных им
новыми устройствами. На их основе был создан
особый вид изображений, из-за своей пригодности
для арт-рынка и музейных презентаций ставший
чрезвычайно популярным. В развитие этого
направления в видеоискусстве внесли вклад Билл
Виола, Гари Хилл, Фабрицио Плесси, группа «Студио
Азуро», М.Ж. Лафонтен и другие художники.
Примечательны здесь проекты Гари Хилла и Шигейко
Куботы — примеры промежуточных между жанрами
видеоскульптуры и инсталляции работ.
Шигейко Кубота, «Дюшаниана»,
1976. Множество интересных скульптур
под сильным влиянием Пайка создала художница
японского происхождения Шигейко Кубота. Отсылкой
к живописному шедевру Марселя Дюшана стал сюжет
ее работы
1976 года — женщина, спускающаяся с лестницы. В
ступени лестницы вмонтированы мониторы, так что
изображение обнаженной фигуры, исчезая на одном
экране, появляется на другом, ступенькой ниже. В
этой работе лестница предстает мистическим
символом, одним из важнейших в мировой культуре.
Гия Ригвава,
«Благовещение», 1994. «Благовещение»
представляет собой рабочую модель движущегося
образа. Скульптурное изображение человеческой
фигуры разложено на несколько мониторов,
показывающих его фрагменты с разных сторон,
реконструируя физический объем в виртуальном
пространстве, которое предстает как
потусторонний мир за экраном монитора. Эта
модель разрабатывалась для ряда инсталляционных
проектов, затрагивающих вопросы истории
информационных систем и природы памяти.
[НАЗАД] |
Гари Хилл. Так,
как это всегда имеет место. 1990
На полке, чуть ниже уровня человеческих глаз,
располагаются 16 мониторов с подведенными к ним
кабелями. Картинки на мониторах представляют
фрагменты человеческих тел, переплетенных в
судорогах любовного акта. Однако художник не
стремится к изобразительной ясности
происходящего. О том, что персонажи занимаются
сексом, можно догадаться только сложив в
воображении этот объемный пульсирующий пазл.
Работа Хилла — это
расколотая скульптура, состоящая из множества
живых фрагментов. Так же точно человеческое тело
состоит из множества членов, которые сохраняют
жизнь только в соединении с другими. Хилл
показывает жизнь изолированных частей тела, не
связанных ничем, кроме проводов. Провода таким
образом изображают жизненные силы, которые не
позволяют распасться целому, и представляют, в
конечном счете, метафору души.
|