[ЭКРАН КАК АРТЕФАКТ]

 

[МЕДИАМУЗЕЙ]

Видеоарт относится к экранным искусствам, но что это такое — экран? Поверхность, позволяющая демонстрировать зрителю движущиеся образы? Или образ, изначально наделенный некоторой идеей? Вещь, артефакт? Концептуалист Роберт Уитман, который первым стал проецировать видео на вещи (детали одежды, ванну, etc) признал экран артефактом, открыв для искусства новый предмет для художественных исследований. Ванна, представленная художником, сродни другому сантехническому устройству — писсуару Марселя Дюшана, который показал топовое, по его мнению, достижение американской промышленности, как самоценное художественное произведение. В случае Уитмана художественная ценность придается экрану.

[ЗАГРУЗИТЬ 3D-МОДЕЛЬ]

(для просмотра необходимо установить X3D-плеер)

Мона Хатум. «Отчужденное тело», 1994. Знаменитая инсталляция 70-х годов американской художницы Джуди Чикаго «Званый обед» представляет собой внутренние женские органы, сделанные из фарфора и расположенные на треугольном ритуальном столе. Развивая феминистическую тематику, художница палестинского происхождения Мона Хатум сделала видеосъемку своих внутренних органов миниатюрной видеокамерой и спроецировала ее на выпуклый овальный экран, перегораживающий движение зрителей по выставке. Форма экрана и его местоположение позволяют художнице символически изобразить созревание плода в женском теле и процесс рождения человека.

Эмми Дженкинс. «Эбб», 1996. Эмми Дженкинс использует в качестве экрана белоснежную эмаль внутренней поверхности ванны. На проекции изображена женщина, погружающаяся в воду цвета крови. Стихия, воспринятая художницей как животворящее начало, возвращает героине утраченные силы. Работа рассуждает о жертвенности как о вечном назначении женщины и представляет собой яркий пример феминистического видео.

Кирилл Челушкин. «Любовь», 2008. Русский художник во многих проектах использует скульптурные экраны, которые создает сам как стабильную форму, противостоящую бесконечным метаморфозам жизни. В своей небольшой работе движущиеся образы проецируются на скульптурное изображение переплетенных в любовном экстазе тел, вокруг которых разворачивается технологическая драма, грозящая человечеству катаклизмами и глобальными конфликтами.

[НАЗАД]

Видеокад «Экран как артефакт»

Еще одно средство работы с движущимся изображением в виртуальном пространстве позволяет зрителю заполнить искусственные трехмерные экраны различными видео из медиатеки. В качестве трехмерных экранов используются овалы наподобие тех, что представил Тони Урслер в «Маншеше», с изображенными на них маской основателя видеоарта Нам Джун Пайка и классической греческой статуей.

Тони Урслер. Маншеше, 1997

На три малоформатные проекции на яйцевидные овалы, подвешенные к шестам, спроецированы изображения человеческих голов. Смотрящие прямо в объектив герои отпускают афористические замечания по вопросам пола, веры, интимных отношений. Театральность работы позволяет художнику рассуждать в шутку о серьезных вещах, говорить устами чудаковатых электронных персонажей, которые как будто только что вылезли из телевизионных ящиков. Аллюзия на «говорящие головы» телеканалов, формирующих систему гражданских отношений и общественное мнение, придает работе дополнительный социально-политический смысл.

 

[О Медиамузее] [Индекс] [Артефакты] [Коллекция МедиаАртЛаб]


©
Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»